11.01.2022

Ромир/Gallup International: Индекс оптимизма 2022

Международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup International и исследовательский холдинг Ромир (эксклюзивный представитель ассоциации в России и странах СНГ) в рамках ежегодного глобального опроса «Конец года»* задали респондентам во всем мире традиционный вопрос об их ожиданиях: каким будет 2022 год – лучше, хуже или таким же, как предыдущий.

В сравнении с прошлым годом конец 2021-го в целом обозначил у землян снижение уровня оптимизма. Однако в новом столетии по-прежнему «самым пессимистичным» остается 2008 год.

38% населения Земли считает, что 2022 год будет лучше, чем 2021 год, 28% ожидают худших перспектив, а 27% думают, что 2022 год будет таким же, как и предыдущий.

В России обозначилась поляризация мнений: в отличие от среднемировых показателей, среди россиян стало больше оптимистов, но и пессимистов прибавилось. За год число оптимистов среди россиян выросло с 16% до 23% и, таким образом, вернулось к «доковидному» показателю. Однако доля россиян, предполагающих улучшения, на 13 процентных пунктов ниже доли пессимистов – их число увеличилось и достигло максимума за последние 5 лет – 36%. Что год будет таким же считают 28% россиян – это на 17 п.п. меньше, чем в прошлом году.

Наиболее оптимистичны люди в Индонезии - 76% там ожидают лучшего года, а также в Албании (70%), Нигерии (68%), Азербайджане (62%) и Вьетнаме (59%). Пессимистично настроены в Афганистане - 56% ожидают худшего года, а также в Турции (56%), Болгарии (48%), Польше (47%), Чехии (45%) и Пакистане (41%).

Граждане Республики Корея ожидают, что предстоящий год будет таким же (54%), солидарны с ними жители Италии (48%), Сербии (42%).

По Индексу оптимизма Gallup Hope Index (ответы «лучше» минус ответы «хуже») в топ-5 оптимистов входят Индонезия (+72), Албания (+65), Азербайджан (+53), Нигерия (+51), Мексика и Вьетнам (по +47).

В топ-5 пессимистов попали Турция (-34), Болгария (-33), Афганистан (-32), Польша (-30) и Чехия (-25).

У России индекс оптимизма аналогичен показателю прошлого года и равен -13. В целом мировой Индекс оптимизма снизился с +17 до +10.

Регионы и страны с большим весом соотношения оптимизма/пессимизма демонстрируют относительно стабильную динамику в последние годы. Европа, Россия и Ближний Восток, как правило, более пессимистичны, в то время как жители стран Азии, например, настроены оптимистично. Надежда на улучшения в следующем году в США, в Германии, Великобритании, Австралии и Индии резко снижается по сравнению с прошлогодним опросом, в то время как в Японии, Мексике и Корее значительно растет. Турция является уникальным случаем с рекордным ростом пессимизма (отчасти из-за серьезного инфляционного фактора).

Андрей Милехин, доктор социологических наук, президент Ромир, основатель Mile group, вице-президент Gallup International:

«Пандемия усугубила растерянность и тревогу. Непонимание будущего нас стало не только пугать, но и разобщать. И мы видим эту поляризацию в ощущениях россиян. Сейчас не хватает новых целей будущего, новых смыслов, новой идеологии, как маяка, который поможет выжить человечеству.
Мы все были увлечены планированием, на работе, в жизни (свой отпуск, свои покупки, свой график, карьеру). Научились просчитывать варианты развития событий, предвидеть. Но пандемия нас вернула к давно забытой истине – будущее нам неизвестно. На нестабильность мы реагируем отторжением и пессимизмом. Мы снова должны научиться мечтать и планировать - лично, на уровне общественных институтов, органов власти. Это снимает напряжение и дает нам уверенность в завтрашнем дне».

*В исследовании приняли участие более 41 тысячи человек из 44 стран мира. Таким образом, их мнение можно экстраполировать на всех жителей Земли.

Ромир – крупнейший частный исследовательский холдинг, ориентированный на всестороннее изучение современного человека при помощи инновационных методов и технологий. Специализируется на масштабных маркетинговых, кросс-медийных, общественных и социально-экономических исследованиях. Ромир входит в Mile group и является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ.

Международная ассоциация Gallup International (GIA) является ведущей глобальной независимой ассоциацией в области маркетинговых исследований и опросов. На протяжении более 70 лет члены Gallup International демонстрируют свою экспертную способность проводить многострановые опросы на сопоставимой основе. Наши более 100 членов и партнеров являются ведущими национальными институтами с глубокими знаниями обычаев и культурных различий своей страны и тщательно отобраны Советом Ассоциации.

Международная ассоциация Gallup International или ее члены не связаны с компанией Gallup Inc. (штаб-квартира в Вашингтоне, округ Колумбия), которая больше не является членом Gallup International. Международная ассоциация Gallup International не несет ответственности за опросы общественного мнения, кроме своих собственных. Мы просим подписывать наши исследования полным названием Gallup International (не Gallup или Gallup Poll).

Ссылка на Ромир и Gallup International, а также указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью Ромир, Gallup International и его провайдеров. Ромир и Gallup International не несут ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации.

Пресс-служба Mile Group
Тел.: +7 (495) 011-00-08; +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@mile.ru, info@mile.ru
www.mile.ru